Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
ОУ |
Наличие специальных помещений для определенных видов образовательной работы |
||
Музыкальный зал |
Физкультурный зал |
Групповые помещения |
|
39 |
1 |
|
6 |
15 |
1 |
1 |
11 |
20 |
1 |
1 |
12 |
22 |
1 |
|
6 |
25 |
1 |
|
6 |
43 |
1 |
|
6 |
95 |
1 |
1 |
9 |
ИТОГО: |
7 |
3 |
56 |
ОУ |
Обеспеченность образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО |
|||
Обеспеченность учебными материалами |
Наглядные пособия |
Игрушки и игровые предметы |
Наличие детских библиотек (кол-во)
|
|
МАДОУ |
80% |
80% |
80% |
1 |
Данные тренажеры имеют свое специфическое назначение и позволяют ребенку овладеть сложным комплексом упражнений, способствующих развитию силы, силовых качеств, развить выносливость, повысить эмоциональный тонус.
Физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками с нарушением зрения, осуществляется с использованием игрового набора «Кузнечик».
В соответствии с требованиями СанПиН для детей с ограниченными возможностями здоровья (с амблиопией и косоглазием) имеются физкультурные пособия: звуковые и движущиеся мишени, фиксированные мячи, различные дорожки с направляющими линиями, опоры, объемные и плоскостные зрительные ориентиры, механические игры и игрушки, которые с успехом используются в работе с детьми.
• последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей;
• учет половых особенностей и предпочтений детей;
• направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных взаимоотношений между детьми;
• стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных проявлений.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство групп представлено центрами, оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспеченная игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки)
В возрастных группах выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование. Имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, театрализованных и пр. В группах имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей. С 2014 года приобретены и обновлены наглядно-дидактические пособия, игры по программе «Детство»: логические блоки Дьенша, цветные счетные палочки Кюизенера, «Сложи узор», «Геоконт», «Волшебная паутинка» и др. альбомы игр и упражнений к ним.
Имеется игровое и спортивное оборудование на игровых площадках территорий детских садов. В 2015 году обновлены малые архитектурные формы в МАДОУ «Детский сад № 39» и филиалах «Детский сад № 22,25,43» - полностью заменены спортивные сооружения для развития двигательной деятельности. Филиал «Детский сад № 95» полностью оснащен спортивным оборудованием.
В 2019году обновлены малые архитектурные формы в МАДОУ "Детский сад № 39"; В 2021 году обновлены малые архитектурные формы в филиале "Детский сад № 15". В 2022 году планируется обновление малых архитектурных форм в филиалах «Детский сад № 43,22,20»
• рациональное освещение рабочего, игрового места и помещений;
• подбор мебели в соответствии с ростом ребенка, подбор места посадки ребенка за столом в соответствии с состоянием органа зрения;
• цветовой контраст при переходах из одного помещения возрастной группы в другое, для лучшей ориентировки ребенка в окружающей обстановке.
Создавая здоровьесберегающее пространство в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения филиале «Детский сад № 22» созданы:
• Специальные зрительные ориентиры в виде ярких полосок, красных сигнальных пятен расположенных в помещении групповой комнаты;
• Зрительные траектории в виде цветных линий-стрел (методика ученого врача-офтальмолога Базарного);
• Для восприятия дидактического материала в режиме движения используются сенсорные кресты-вертушки и горки-волны, офтальмотренажеры («Стрелоплан», «Прыгающий взгляд», «Ладошки», «Волшебные узелки»). Создание такой специальной коррекционной среды не требует больших материальных затрат.
• Внутреннее оформление помещения соответствующее всем эстетическим требованиям. В целях сближения условий детского сада с домашней обстановкой предусмотрено оформление в группах уголков отдыха, где ребенок имеет возможность поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть альбом с фотографиями. Этим обеспечивается хорошее самочувствие детей и уравновешенное состояние нервной системы.
• Наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, дидактическими пособиями, раздаточным материалом. Подбор этих упражнений осуществляется дифференцированно с учетом зрительных возможностей каждого ребенка, уровня развития. Меняются игры также индивидуально по мере усвоения материала и проявления интереса к нему.
Для реализации проекта «Совместная деятельность педагогов и детей в сенсорной комнате» и проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий с воспитанниками, имеющими нарушения зрения, нами совместно с администрацией дошкольного учреждения и коллегами оборудована сенсорная комната, состоящая из мягкой среды (кресла-трансформеры с гранулами, напольные маты, сухой бассейн), звуковой среды (магнитофон с набором аудиокассет, CD- дисков, висящая система «Мелодичный звон»), зрительной среды (панно «Звездное небо», безопасная пузырьковая колонна с платформой, безопасный оптико-волоконный пучок «Волшебные нити»).
Так как у детей с нарушением зрения, как правило, имеются сложные заболевания опорно-двигательного аппарата, значительные отклонения в здоровье (нарушения дыхательной и сердечно-сосудистой, нервной систем), для организации двигательной деятельности детей в работе используются тренажеры разного сложного устройства («Велосипед», «Беговая дорожка», «Мини-степ», «Гребля» и др.).
Данные тренажеры имеют свое специфическое назначение и позволяют ребенку овладеть сложным комплексом упражнений, способствующих развитию силы, силовых качеств, развить выносливость, повысить эмоциональный тонус.
Физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками с нарушением зрения, осуществляется с использованием игрового набора «Кузнечик».
В соответствии с требованиями СанПиН для детей с ограниченными возможностями здоровья (с амблиопией и косоглазием) имеются физкультурные пособия: звуковые и движущиеся мишени, фиксированные мячи, различные дорожки с направляющими линиями, опоры, объемные и плоскостные зрительные ориентиры, механические игры и игрушки, которые с успехом используются в работе с детьми.
Условия, созданные для детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с СанПиН, и Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников способствуют повышению у воспитанников эффективности лечения амблиопии и косоглазия, о чем свидетельствуют следующие данные: по результатам обследования врачом – офтальмологом МУ «Детская городская больница» у воспитанников в период с 2021 г. наблюдается улучшение остроты зрения амблиопичного глаза наблюдалось у 60 % – 70% детей, у 50% дошкольников с косоглазием наблюдается уменьшение угла косоглазия, восстановлено зрение до возрастной нормы у 10% детей.
В образовательной организации созданы необходимые условия для предоставления качественных образовательных услуг и обеспечения управления образовательным процессом на основе информационных технологий,
в том числе:
- все здания МАДОУ подключены к сети Internet.
- выход в Интернет имеется на всех персональных компьютерах МАДОУ по средствам локальной сети и (или) Wi-fi.
- используется лицензионное программное обеспечение.
- в МАДОУ ведется видеонаблюдение.
- имеется компьютерная техника: ноутбуки у каждого педагога и специалиста, интерактивные доски, проекторы, акустические системы и пр.
- систематически пополняется медиатека, учебно-дидактический материал.
В образовательном процессе используются множительная и копировальная техника, аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование.
Для родителей обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в методическом кабинете (с 9.00 до 16:00) для поиска информации, оформления семейных проектов, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения различных мероприятий с использованием ПК и ИКТ.
В МАДОУ имеются следующие собственные электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ:
- "Безопасность"
ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования" Система дистанционного обучения (СДО), являемся пилотной площадкой по предоставлению оказываемых услуг
Так же можно использовать следующие сторонние электронные образовательные ресурсы:
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования ГО Первоуральск
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
В образовательной организации имеются в наличии:
- тактильные таблички со шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих людей при входе в учреждение;
- кнопки вызова при входе в здание
В МАДОУ "Детский сад №39" и его филиалах создаются специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Представление информации на сайте ДОУ в сети «Интернет» имеет возможности увеличения и просмотра страниц сайта инвалидами по зрению.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению:
адаптация официального сайта детского сада в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов.
Перед входом в детский сад имеется контрастная разметка лестниц, указывающая границы лестниц. В группах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения.
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный логопедический кабинет, музыкально- физкультурный зал.
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, интерактивная доска, телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.
Кабинет учителя- логопеда содержит:
— материалы и игры по темам;
— зеркало с лампой дополнительного оснащения;
— комплект зондов для постановки звуков;
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
— логопедические альбомы для обследования;
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
— настольно-печатные дидактические игры;
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
У детей дошкольного возраста среди всей патологии органа зрения наиболее часто встречается амблиопия, косоглазие и расстройства бинокулярного зрения. Офтальмологическая помощь детям, имеющим нарушения зрения, осуществляется в группах компенсирующей направленности филиала МАДОУ «Детский сад № 39» - «Детский сад № 22».
В филиал «Детский сад № 22» дети с различными дефектами органа зрения зачисляются на основании заключения медико-педагогической комиссии.
В филиале «Детский сад № 22» имеется ортоптический кабинет, необходимым современным медицинским оборудованием, которое позволяет проводить комплекс плеопто-ортоптических упражнений для детей с косоглазием, амблиопией и другими нарушениями зрения: аппараты жля лечебно-восстановительной помощи: «Ласт», «Синоптофор», «Атос», «Ассир»; макулостимулятор «Иллюзион, амблиостимулятор «Аист 01ЛК».
Возрастные группы общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения располагают всеми современными условиями, необходимыми для организации коррекционно-педагогической работы с детьми:
• рациональное освещение рабочего, игрового места и помещений;
• подбор мебели в соответствии с ростом ребенка, подбор места посадки ребенка за столом в соответствии с состоянием органа зрения;
• цветовой контраст при переходах из одного помещения возрастной группы в другое, для лучшей ориентировки ребенка в окружающей обстановке;
- соблюдение зрительного режима.
Для проведения с детьми с нарушением зрения коррекционно-педагогических мероприятий по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировке, по подготовке к лечению на аппаратах в группах компенсирующей направленности имеются:
- тифлоприборы: «Светлячок», «Графика», «Ориентир»
- Сказки - набор для коррекции и развития
- Световой стол для рисования песком
- Балансировочная доска-лабиринт с шариками
- Игроввые наборы Фребеля
- Набор Полидрон Магнитные блоки
- Развивающий конструктор ПЛЕЙСТИКС
- Набор Полидрон Узорная шнуровка и другое.
Подбор упражнений с имеющимися пособиями и оборудованием осуществляется дифференцированно с учетом зрительных возможностей каждого ребенка, уровня развития. Меняются игры также индивидуально по мере усвоения материала и проявления интереса к нему.
Для реализации проекта «Совместная деятельность педагогов и детей в сенсорной комнате» и проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий с воспитанниками, имеющими нарушения зрения, нами совместно с администрацией дошкольного учреждения и коллегами оборудована сенсорная комната, состоящая из мягкой среды (кресла-трансформеры с гранулами, напольные маты, сухой бассейн), зрительной среды (панно «Звездное небо», безопасная пузырьковая колонна с платформой.
Физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками с нарушением зрения, осуществляется с использованием игрового набора «Кузнечик».